ХУДОЖНИК ТОЖЕ СЛАГАЕТ ПЕСНИ
В январе 2024 исполнилось 120 лет со дня рождения первого казахского живописца и акварелиста Абылхана Кастеева. К юбилею художника библиотека подготовила для наших читателей выставку «Бейнелеу өнерінің бәйтерегі», на которой представлены энциклопедии, справочники по изобразительному искусству Казахстана, монографии, альбомы, статьи о жизни и творчестве Абылхана Кастеева.
Творчество Абылхана Кастеева – уникальное достояние национальной культуры Казахстана. С именем Абылхана Кастеева связано зарождение и становление казахской живописи.
До него были распространены декоративно-прикладные формы, Кастеев стал первый писать пейзажи, портреты, картины бытовой, исторической, социальной тематики. В юности старикам, осуждавшим «греховные занятия» живописью, Кастеев отвечал: «Мои рисунки, рассказывающие о жизни, не то же ли самое, что пение акына, так почитаемого всем народом...».
Он был самородком, развил свой талант и стал признанным мастером кисти. Его картины – воплощение любви к Казахстану. Талант, целеустремленность, внутренняя организованность, требовательность к себе позволили Абылхану Кастееву дойти до вершин художественного искусства, покорить их своим недюжинным талантом. Cамые известные картины Абылхана Кастеева: «Сбор хлопка», «Кража невесты», «Турксиб», «Высокогорный каток Медео», «Войско Амангельды», а также портреты выдающихся людей страны: Амангельды Иманова, Кенесары Касымова, Чокана Валиханова, Жамбыла, Абая.
Абылхан Кастеев постоянно обращался к образу великого Абая, создал около 30 работ, посвященных ему. Одна из картин называется «Абай у юрты». Другая «Молодой Абай», мы видим Абая с книгой в руках. Картина «Абай», созданная в 1954 году, помогает раскрыть феномен Абая. Глубокий психологизм, умение показать характер человека во всей его сложности и многоплановости отличает художника. Строгая величавость позы, в глазах светится ум. В картине «Абай на жайлау», художник стремится раскрыть внутренний мир поэта.
В 1930–40-е годы художник изображал быт казахов, создал целую серию картин. Это темы, близкие Кастееву: перекочевка аулов, традиционные игры и обычаи, повседневные дела. При этом художник отражает даже мелкие детали перемен в быту казахов – появление радио, патефона.
В творчестве Кастеева значительное место занимают пейзажи, природные достопримечательности страны: «Дорога на Чарын», «Просторы Щучинска», «Окрестности Алма-Аты». Особое место среди них занимают горы – Хан-Тенгри, Кок-Жайляу. «На высокогорном катке», Дорога к катку» и акварель «Ледовый каток на высокогорье», эти картины полные лиризма, невольно удивляют своеобразием метода отображения действительности. Избегая противоположных цветов, художник тщательно изучает пространство, возможности полотна. Он постоянно совершенствует свое мастерство.
Работы А. Кастеева свидетельствуют о поэтическом восприятии автором окружающего мира, уважении человека к труду. Он создал ряд произведений о строительстве Капшагайской ГЭС, работал над картинами «Турксиб», «Первый поезд», «Целина» и др. Кастеев – художник по призванию, он внес немалый вклад в развитие национального искусства. В его картинах тесно переплетаются обычаи и традиции народа, легенды, поверья, сказания, звучные локальные цвета, объединенные колористической интуицией художника в гармоническое целое, передают многокрасочность мира и оптимизм, жизнестойкость народного характера.
Художник создал свыше 1100 произведений, которые можно увидеть на многочисленных художественных выставках. За заслуги в развитии изобразительного искусства в 1977 г. А. Кастееву было присуждено почетное звание «Народный художник КазССР». Награжден Государственной премией Казахской ССР имени Чокана Валиханова (1967) – за серию акварелей «На земле Казахстана». Именем Кастеева назван Государственный музей искусств Республики Казахстан, один из крупнейших художественных музеев страны. Столетний юбилей художника был внесен ЮНЕСКО в Международный календарь знаменательных дат 2004 года.
Для Казахстана и казахской культуры бережное и неуклонное внимание к наследию Абылхана Кастеева – дело национальной чести и гордости.