ЛЕГЕНДА КАЗАХСКОГО КИНО

ЛЕГЕНДА КАЗАХСКОГО КИНО

К 110-летию Ш.Айманова библиотека подготовила выставку «Қазақ киносының саңлағы», на которой были представлены энциклопедии, справочники о кино, книги Назиры Рахманқызы, Каукена Кенжетаева, материалы конференций, фотоальбомы, статьи о жизни и творчестве кинорежиссера, прославившего казахстанское кино на весь мир. Эта выставка была организована для читателей и к  научно-практической конференции «Особенности современного национального кино», проведенной факультетом «Режиссуры, арт-менеджмента и операторского искусства» 15 февраля 2024 года.

На конференции выступили заслуженый деятель Казахстана, кинорежиссер, продюсер Тәукел Сламбек Тілеуғабылұлы,  продюсер, кинооператор Сулеев Аубакир Калиевич, профессор Утекешева Алма Каратаевна,  кандидат философских наук, доцент Шаймерденова Сауле Каиркеновна и другие преподаватели КазНУИ.

В рамках конференции работали следующие секции:

  • Феномен кинорежиссера Ш.Айманова.
  • Инновации в технике и технологиях получения, преобразования, воспроизведения, демонстрации киноизображения и воспроизведения киноизображения.
  • Актуальные направления и перспективы в современном   неигровом, игровом, анимационном кино.
  • Инновационные подходы в продюсерских и арт-менеджерских технологиях.

Удивительно, сколько всего успел Шакен Айманов! Художественное руководство студией. Режиссура в кино. Режиссура в театре. Большая работа в союзе кинематографистов. Депутатские обязанности.


Лучшие свои роли Шакен Айманов сыграл в театре. Театр дал талантливому актеру такой материал, как того кинематограф предположить не мог. Событиями в театральной жизни стали шекспировские роли Шакена – Петруччо и Отелло. Сатин в пьесе «На дне», Шадрин в «Человеке с ружьем», Хлестаков в «Ревизоре». А за постановку «Абая» по М. Ауезову в Казахском академическом театре драмы Айманову в 1952 году была присуждена Государственная премия.  

В кино он буквально ворвался на лихом скакуне. Ленинградский режиссер Моисей Левин снимал первый фильм «Амангельды». В выходной Шакен поехал посмотреть, что за диковинка такая киносъемки. Левин заметил любопытного молодого человека и взял его в массовку воином-сарбазом. И вот в первом казахском звуковом фильме мелькает на коне на экране молоденький Айманов. Следующими картинами были «Райхан», «Белая роза», «Золотой рог».

«Песни Абая», «Джамбул», «В одном районе», «Безбородый обманщик», в этих четырех фильмах Айманов создал самые интересные роли в кино. У Шакена Айманова была страстная мечта – сыграть самого Джамбула, человека, с которым он был дружен и который любил веселого молодого артиста.  Сравнительно молодому актеру удалось собрать несколько образов Джамбула: влюбленного юноши, зрелого человека, мудрого, много прожившего и испытавшего старика. Эта первая крупная роль в кинематографе принесла актеру не только большой успех, стала эталоном «национального характера», но и позволила ему ближе познакомиться с особенностями кинопроизводства, полнее оценить возможности киноэкрана и предопределить его дальнейшую творческую судьбу.

Широкую известность в СССР ему принёс фильм «Наш милый доктор», в котором Айманов проявил себя одновременно как кинорежиссёр и актёр, а в фильме «Безбородый обманщик» он выступил соавтором сценария, режиссёром-постановщиком и исполнителем главной роли Алдар-Косе. Сказки об Алдаре-Косе послужили основой не для одного произведения искусства. Шакен Айманов много лет работал над этой темой, в основе фильма – история любви Алдара к бедной девушке по имени Карлыгаш. Суровое испытание обрушивается на героя, но он полон оптимизма, готов бороться с несправедливостью, готов раздать себя людям. Много общего у Айманова с его героем, он, как и Алдар-Косе, неунывающий человек, но не весельчак, умен, но не изворотлив, он мудр, честен и справедлив.

Вообще, Шакен был общительный, добродушный, всегда открытый для дружбы. Умел находить общий язык с окружающими, в том числе с сельскими стариками. Его друзьями были такие корифеи кино, как С.Герасимов, С.Бондарчук. Мог запросто, по-дружески беседовать с такими знаменитостями кино, как Жан Марэ, Лоуренс Оливье. На Первом Международном кинофестивале в Москве в состязаниях по танцам Айманов танцевал с американской кинозвездой Элизабет Тэйлор, и пара завоевала первое место.

Профессиональный рост Айманова в кино поражал стремительностью, его яркие актерские и режиссерские работы быстро получили всенародное признание. За полтора десятилетия работы в кино Шакен Айманов снял более десяти художественных фильмов, которые по праву вошли в Золотой фонд национальной кинематографии.

Приглашаем наших читателей ознакомиться с выставкой в читальном зале, чтобы больше узнать о жизни и творчестве легендарного режиссера!