УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

ПОСТУПЛЕНИЕ

СТУДЕНТАМ

НАУКА

ТВОРЧЕСТВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Фестивали

Фестивали КазНУИ

Дневники участия делегации из Казахстана на кинорынке 76-го Каннского кинофестиваля

День первый: Канны-76. Начало работы казахстанского кинопавильона

 16.05.2023 Инна Смаилова

Официальное открытие Каннского 76-го состоится только сегодня вечером, но уже утром 16 мая на площадке каннского кинорынка состоялось торжественное открытие работы казахстанского кинопавильона. Начало работы кинопавильона объявили коммерческий директор кинорынка Marché du film госпожа Мод Амсон, руководитель управления кинематографии Комитета культуры Министерства культуры и спорта Республики Казахстан Гани Муратов, ректор Казахского национального университета искусств, Народная артистка Казахстана Айман Мусаходжаева, и покорительница Канн, актриса Самал Яслямова - обладательница каннской ветви за роль «Айки», и она же актриса, создавшая тонкий образ в фильме «Тюльпан» у того же Сергея Дворцевого (фильм получил Гран-при «Особого взгляда» в Каннах).

Флаг Казахстана рядом с нашим шатром переливается цветом Лазурного берега и солнца Канн. Эти цвета стали символом павильона, а  художником Маратом Иманбергеном при содействии директора кинопавильона Анары Мусреповой была проделана невероятная работа - внутри создана чуть ли не контемпорари-арт национальной аутентики со стилизацией юрты с помощью лент и полосок с кадрами лучших отечественных фильмов, с шаныраком, объединяющим в эти дни кинематографистов и людей искусства. Присутствовала на открытии и г-жа Сара Ринальди - глава Европейской комиссии в Центральной и Средней Азии.

Казахскому кинематографу не так много лет. Через два года будем справлять официальное 100-летие. Но за это время пройден удивительный путь - от формирования генерации отечественных кинематографистов, образности изобразительного ряда «казахской новой волны», начала нового столетия со строительством национальной индустрии к новой поворотной точке в казахской кинематографии.

И все выступающие касались этой темы - объединении времен и ожидании новых открытий в большом и малом кинематографе Казахстана.  А в фокусе кинобудущего прозвучало от Айман Мусаходжаевой о том, что: «Сегодня к казахскому кинематографу особый интерес. И испытываешь гордость при виде наших создателей фильмов на международных кинофестивалях, радуешься их победам на мировых площадках. И важно здесь на самой главной мировой киноплощадке рассказать об особенностях развития национального кинопроцесса, о знаковых отечественных картинах и будущих проектах, со своим уникальным взглядом авторов на окружающий мир. Потому и как ректору университета со своей киношколой, важно идти в ногу с духом нашего времени в построении стратегии кинообразования и формирования собственного узнаваемого стиля в рамках национального кино и киношколы».

Смотрю со стороны и мысли вслух…Не случайно, что казахские фильмы последних двух лет меняются. Для лучших национальных кинообразцов характерен поиск надежды и смысла в довольно изменчивом сегодня мире (фильмы: «Кызыл анар», «18 килогерц», «Боран», «Жизнь», «Обучение Адемоки» и др.). И в отличие от мировых картин здесь больше вплетены чувства незащищенной личности, внутренняя реакция на общественное брожение (фильмы «Бахыт», «Паралимпиец»).

Об этом разговоры были уже сегодня на открытии внутри павильона с кинокритиком, автором книг о кино, программным директором кинофестиваля «Евразия» Гульнарой Абикеевой и профессором Биргит Боймерс (Великобритания), совсем недавно выпустивших 2 удивительные книги с рецензиями от кинокритиков Казахстана на эту тему. Об этом беседы с прославленными кинематографистами: Аубакиром Сулеевым - оператором света и тени легендарных картин «Балкона» и «Гибели Отрара», режиссером Ерланом Нурмухамбетовым - с его настроением кадра и запечатлением неуловимых мгновений жизни в «Ореховом дереве» и «Конокрадах», рыцарем кинорежиссуры и человеком - объединителем  времени в исторических образах Сламбеком Тауекелом( «Батыр Баян»и «Жеруйык»).

И там же на площадке - уже сейчас разговоры заместителем руководителя Государственного центра поддержки национального кино Бауыржаном Шукеновым.

И гости павильона. Рядом искрится улыбка и живые глаза Юли Ким - продюсера звездных картин: «Конокрады» «Акын», «18 килогерц», - о новых проектах, о молодых студентах, которые обозначены в павильоне и это, по ее мнению, так и должно быть. А с ней наши действующие молодые кинематографисты - продюсер одного из самых глубоких фильмов прошлого года «Братья» (режиссер Дархан Тулегенов, премия Лучший фильм от Выбор а критиков-2022), продюсеры астанинской студии «Black and white» Думан Кожахметов и Темирбек Аманжол  - призеры МКФ «Евразия»-2022 за фильм «Кызыл анар» ( с продюсером Маржан Бекмаганбетовой). А вот и импозантный в национальной ручной работе невероятном жилете режиссер Азиз Заиров, чьи фильмы «Быть или не быть», «Мама, я живая» снискали свою любовь у казахстанской публики.

А с камерами - юные ребята, студенты КазНУИ. Радует, что это для них не просто праздник, а возможность понимать особенности будущей работы: переговоры, знакомства, представления своих фильмов, умение писать и говорить о своих проектах, подбирать команду и вписываться с этого момента в мировой киноконтекст.
Смотрю со стороны на наш такой изящный павильон. На Динару Маджанову, студентку режиссуры, уже самостоятельно работающую на профессиональных киноплощадках, а сегодня здесь в национальном костюме - ставшую символом нашего кинопавильона - необыкновенную по образу Красавицу с той генетически сложившейся в сердце каждого «Кыз-Жибек» - с ее одухотворенностью, гордой статью,  достоинством и особым светом.

Пытаюсь понять связующую нить. И понимаю, что здесь и сейчас , открывая работу казахстанский павильон  обозначает движение в какое-то ньютоновское начало структурирования казахской кинореальности. И вот звучит наш кобыз, и  вот говорится слово, и вот кино…кино…кино!

День шестой: 76-й Каннского кинофестиваля

 22.05.2023 Инна Смаилова


Сегодня на кинорынке 76-го Международного Каннского кинофестиваля прошла презентация Общественного Объединения специалистов в сфере неигрового кино «QazDoc».

Событие, проходившее в павильоне Казахстана в Каннах посетили кинодеятели из разных стран. Рассказали гостям о QazDoc председатель организации Айдос Сейтжан и член объединения Арман Каиржан.

В ходе мероприятия спикеры поделились историей возникновения и развития неигрового кино Казахстана, были упомянуты значимые картины и истории,  которые с большим интересом были приняты посетителями кинопавильона.

Совместно со слушателями были обсуждены такие темы, как возможности копродукции неигрового кино в Казахстане, способы его финансирования, перспективы проката, зрительская культура просмотра и т.д.

В качестве заключения QazDoc представил зрителям шоурил из документальных фильмов, произведенных в Казахстане членами нашего сообщества за последние годы.

День пятый: Казахстанский кинопавильон: переговоры

 19.05.2023 Инна Смаилова


Каннский кинорынок с каждым днем принимает все больше людей и тем интереснее следить за настроением тех, кто работает там внутри. Напротив отметили открытие кинопавильоны Литвы, Узбекистана, Монголии, рядом - павильон США, чуть дальше павильоны стран Африки. Казахстанский белый киношатер, подобно географии нашей страны, открывает свои двери в сердцевине всего движения, что удобно нас выделяет и объединяет.

Бауыржан Шукенов (заместитель руководителя ГЦПНК) с раннего утра за столом переговоров. И переговоры серьезные с представителями крупнейшей французской организацией CNC - Национальным центром кинематографа Франции. Переговоры касались  ко-продюсерства и путей решений этого аспекта в законе о кино в Казахстане. CNC в мировом кино-сообществе, как раз, выгодно отличается своей правовой основой, где в первую очередь разработана удобная поддержка для кинематографистов, продуманы вопросы финансирования и регулирования кинопроизводства не только во Франции, но и зарубежом. В финале говорилось о том, что французская сторона заинтересованы работать совместно с казахской кинематографией, что состоялся важный диалог, и уже осенью планируется организовать в Париже встречу с приглашением директоров киностудий и кинематографистов для обсуждения платформы казахстанских проектов. 

По словам господина Бауыржана Шукенова: «Задача переговоров - предоставить пакет наших фильмов на крупнейшие зарубежные платформы и привлекать к близкому сотрудничеству продюсеров зарубежных компаний»
Потому и дальше у заместителя руководителя ГЦПНК продолжается разговор с новыми потенциальными партнерами с Festival Scope - стриминговой мировой платформы, объединяющей профессионалов кино, позволяющей просматривать онлайн-программы и избранные фестивали.

В рамках презентации прошло выступление кинокритика Инны Смаиловой на тему «Переосмысление внутренней реальности в казахстанских фильмах начала нового десятилетия (2021-2022гг.)». Об изменении казахского кинематографа нового десятилетия в сторону поворота к уязвимой личности, отстаивании своего «Я», внутренней природе в условиях изменения действительности. Все это заставляют наших режиссеров искать новые способы изображения прежде всего структуры чувств. И тем интереснее проследить эти черты режиссерской рефлексии в новой визуальной эстетике фильмов, например: «Мукагали», «Боран», «Акын», «Жизнь», «Схема», «От», «Отау» и др. Ей было отмечено: «Авторы фильмов каждый со своим ощущением касаются тематики не только несправедливости или проблем общества, но и внутреннего состоянии незащищенной личности в социальном и психологическом контекстах: страхах, слабостях, хрупком мире мечты и реальности, человеческой природы и совести, свободы и несвободы. И мы в этих картинах через их героев словно видим и ощущаем уязвимость сегодняшнего мира изнутри».

На презентацию заглядывает  Ширри Рамамаджи - менеджер по программе APSA - национальной кинопремии стран Азии и Океании. В отличии от американского «Оскара» APSA (Брисбен, Австралия) - крупнейшая в мире кинопремия, объединяющая более 70 стран и соответственно кинематографий. Ежегодно, начиная с Каннского кинофестиваля начинается отбор лучших азиатских фильмов для просмотра в участии номинации на премию. Следует вспомнить, что в номинантах от Казахстана звучали имена Дарежана Омирбаева, Адильхана Ержанова, Еркинбека Птыралиева, Эмира Байгазина, Жанны Исабаевой, Бориса Трошева. А в выборе отборщиков на премию неизменно участвует наш киновед Гульнара Абикеева.

А рядом оператор Аубакир Сулеев ведет переговоры о привлечении новых возможностей со стороны, использования техники по звукорежиссуре, цветокоррекции для будущих фильмов, возможности привлечения зарубежной техники для будущих съемок и возможности помощи по реставрации и сохранении архивных фильмов.


День четвертый: Дворец Кинофестиваля

 19.05.2023 Инна Смаилова


В 9 утра кинокритик Гульнара Абикеева на кинорынке в знаменитом фестивальном Хабе Дворца фестиваля присутствовала на встрече представителей ФИАПФ. Это крутая международная федерация продюсеров, которые занимаются регулированием сети кинофестивалей, играют колоссальную роль в поддержке и промоушене фестивалей и национальных кинематографий. К слову сказать, в эту федерацию от Казахстана заявлен один международный кинофестиваль - «Евразия». И его программный директор Гульнара Абикеева обстоятельно рассказала о возможностях и перспективах в работе кинофестиваля, в векторе его нового движения - в раскрытии особенностей и тенденций казахского кино. Менеджер по работе с кинофестивалями Шарлотта Хурни (Франция) подняла вопрос о необходимости усиления нашей кинофестивальной площадки в мировом киносообществе, о необходимости ежегодного проведения «Евразии»и построения работы в едином направлении. Четвертый день, полный дождя и света в казахстанском кинопавильоне был обозначен  снова продолжением вопроса ко-продюсирования, но уже в рамках и образовательной системы Казахского национального университета искусств  в выступлении режиссера Ерлана Нурмухамбетова. В своем разговоре он подчеркивал, что, имея хорошее техническое оснащение «Учебной киностудии», творческую основу в лице студентов и педагогов, важно сотрудничать с зарубежными киношколами (учебными заведениями искусств) в сфере фильмопроизводства учебных, курсовых и дипломных проектов.  По его словам: «Совместная работа студентов разных киношкол над своими проектами содействует развитию и укреплению международных творческих связей и позволяют будущим кинематографистам обмениваться опытом работы. Еще одной важной задачей данного проекта является творческое объединение международных киношкол и киноинститутов, сотрудничество педагогов и студентов».  И в рамках доклада прошла презентация будущего короткометражного фильма «С папой». А после обеда во Дворце Фестивалей - новая крутая международная площадка - собрание НЕТПАК - сети по продвижению азиатского кино. Здесь сильнейшими международными продюсерами и критиками стран Азии: Мухамедом Атебаи (Иран), Ким Дон Хоном (Корея), Мартином Теруаном (Франция), Андерсеном Ли (США), Цереном Пи (Монголия), Видияшанкаром (Индия) и казахстанским киноведом Гульнарой Абикеевой шел разговор о поддержке национального кино, возможности участия не только на фестивалях, но и сотрудничества на стадии поддержки будущих проектов. Четвертый день показал, что Каннский кинорынок - это гигантский поток людей с разговорами, переговорами, встречами, пересечениями о будущем кино. И казахстанский кинопавильон, здесь на Marché du film, служит отражением этого огромного движения в рамках вопроса поддержки и промоушена национальной кинематографии.

День третий: 76-го Каннского кинофестиваля

 18.05.2023 Инна Смаилова


У Канн своя  прелесть особого манящего притяжения. Интересно, что климат и настроение фестиваля менялся от павильонного кино старшего поколения картин в 50-х  к молодым и дерзким «французской волны», отчего фестиваль встрепенулся, помолодел и обрел голос критики. И в своем последующим движении он напоминает этот механизм - временами размеренной, сонной пляжной дамы с неожиданным резким всплеском потока волн, дыхания юности, азарта, флирта, авантюризма дерзко сорвавшей с себя все бриллианты и босиком прибежать на набережную (портрет молодой Бриджит Бардо), а в кино - сорвать оковы искусственности и академичности в защиту нового эксперимента, свободы, рефлексии. И сам Каннский кинофестиваль -  это  микс противоречия - блеска, славы, скандала и поиска, но самое главное - признания и разговоров о новом кино, а в казахстанском кинопавильоне - о новом казахском фильме. Заместитель председателя ГЦПНК Бауыржан Шукенов в своей презентации работы Центра поддержки кино поднимал вопросы национальной киноиндустрии, стратегии построения киноотрасли с точки зрения объединения законодательной и творческой части, системы проката и продюсерских студий, государственной студии «Казахфильм» с частными студиями, а также подчеркнул необходимости экспертного совета ориентироваться на актуальные фильмы и возможности построения маркетинговой стратегии каждого фильма. Довольно планомерно был показан в таблицах количественный и качественный процент ежегодного государственного субсидирования фильмов, признания отдельных картин на фестивальных площадках: «Акын», «Схема, «От» и др. И  в этом разговоре прозвучал важный новый аспект - необходимости встраивания в зарубежный опыт ко-продюсирования, построения работы и привлекательных возможностей для производства фильмов с зарубежными студиями, компаниями.

Поэтому и в рамках обозначенной темы им были проведены ряд конструктивных переговоров с зарубежными компаниями и продюсерами Франции - по поводу ко-продукции и Китая касательно заинтересованности продажи и покупки фильмов Казахстана с обязательным условием озвучки на казахском языке. Кроме этого с известным и крупнейшим в мировом кинопространстве продюсером Александром Роднянским («Облачный атлас», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь», «Дылда» и др.) по продвижению казахстанского проекта, авторского фильма одного из ведущих кинематографистов Казахстана Адильхана Ержанова «Носорог». Фильм был профинансирован Центром кино.

Разговор о проектах Центра поддержки кино был продолжен чуть позже Думаном Кожахметовым и Темирбеком Аманжолом (продюсеры студии «Блек енд вайт») в рамках презентации документального фильма «Ева». «Ева» - это история удивительной женщины, которая отстаивает свою сильную позицию в  сложившейся мужской среде на соревновании по кокпару. Вопреки всем взглядам, трении, угрозам, она смело участвует там в соревновании и побеждает. Это путь больше личности, в конфликте прошлого и требований настоящего, интересно и по-новому преподносит нам черты современницы. 

И сегодня, здесь на мировом кинорынке ребята ищут пути продвижения проекта по фестивальным площадкам и не только. У них уже прошли ряд переговоров, где фильмом заинтересовались не только в показах, но и будущем прокате на телевизионных каналах других стран.

День второй: 76-го Каннского кинофестиваля

 17.05.2023 Инна Смаилова


76-й Каннский кинофестиваль - это смотрящее с афиш черно-белое фото молодой Катрин Денев, кокетливо поднимающей свои белокурые локоны, и, конечно, фильмы, мероприятия, поток звезд кино и зрителей на набережной Круазет. Второй день работы кинофестиваля открывается с раннего утра показами картин всех программ. А день второй на кинорынке Marché du film в казахстанском кинопавильоне был обозначен презентациями двух фестивальных площадок страны: МКФ «Евразии» и Международного кинофестиваля студенческого короткометражного игрового кино «Томирис».

МКФ «Томирис», проводимый на базе КазНУИ, работает для продвижения молодых, талантливых начинающих кинематографистов, получающих свое образование в отечественных и международных киноВУЗах и киношколах. По словам директора фестиваля  Аубакира Сулеева: «Одной из его отличительных черт  является работа на перспективу,  на возможность начинающим ребятам попробовать себя в большом кино и на других фестивальных площадках». За время своей работы фестиваль объединил уже более 13 мировых киношкол, включая работы четырех киноВУЗов страны. И многие его победители сегодня в Казахстане уже начинают свой самостоятельный путь.

Разговор о «Евразии, как драйвере казахстанского кинопроцесса» был продолжен программным директором, киноведом Гульнарой Абикеевой в рамках конференции «Казахская киноиндустрия», прошедшей сегодня в знаменитом каннском Дворце Фестивалей. Исторически «Евразия» всегда ставила цель объединения кинематографа стран Запада и Востока, и  интересна динамикой движения в сторону открытия новых талантливых имен. По словам спикера: «За время проведения кинофестиваля выросло целое поколение, которое вплетается в мировой контекст и это те ребята, кто сегодня представляет Казахстан на зарубежных киноплощадках: Фархад Шарипов, Эмир Байгазин, Адильхан Ержанов, Ерлан Нурмухамбетов, Алдияр Байракимов и др. Поэтому неслучайно, например, фокусом «Евразии-2022» - стал национальный кинематограф с участием наших фильмов в четырех программах: двух конкурсов - международного и национального, а также внеконкурсных программ: короткометражного фильма и питчинга кинопроектов». И с гордостью резюмирует в финале выступления: «Когда в стране выпускается ежегодно около 60 картин, «Евразия» отражает лучшие из них».

Конференция во Дворце Фестивалей затронула и вопросы кинообразования. Ректор КазНУИ Айман Мусахаджаева в своем докладе «Подъем кинематографа Казахстана после пандемии и роль киношкол в национальной киноиндустрии» выделила еще одну тенденцию национальной киноотрасли – активное движение молодых кинематографистов в сторону создания короткометражного формата.  По ее словам «Короткометражное кино в Казахстане  - популярно и обсуждаемо. Профессиональными базами создания этих фильмов являются образовательные киноВУЗы Казахстана: КазНУИ, КазНАИ имени Т.Жургенова, AlmaU, ТУРАН. Именно в эти непростые годы (пандемии), студенты активно снимали, участвовали на кинофестивалях короткометражного и студенческого кинематографа. Поэтому сегодня мы говорим о процессе в сторону нового поколения, который охватывает, в первую очередь, область образовательную».

А в выступлении заместителя председателя ГЦПНК Бауыржана Шукенова «Киноиндустрия Казахстана: цифры и перспективы развития рынка» были затронуты базовые элементы кинопроизводства: кинозалы, кинопрокат, дистрибьюция, вопросы законодательства и анализ бокс-офисов страны за 2021-2022 гг. Особое место в докладе, конечно, было отдано анализу работы Центра поддержки кино Казахстана. Им было отмечено, что: «С 2019 по 2022 гг. закончено производство 83 фильмов, получивших государственное финансирование. В данный момент проходит очередной, уже пятый по счету, конкурс кинопроектов, претендующих на получение государственного финансирования». А также им был отмечен успех в прошлом году фильмов, снятые при содействии Киноцентра. «Акын» Дарежана Омирбаева получил приз за лучшую режиссуру на Токийском международном фестивале, а «Схема» Фархата Шарипова завоевала Гран-при в секции Generation+ на Берлинском международном кинофестивале. У дебютного фильма Айжан Касымбековой «Огонь», премьера которого состоялась на Пусанском международном кинофестивале – целый букет наград. Три из них – у исполнителя главной роли Толепбергена Байсакалова – на фестивалях в Лос-Анджелесе, Сочи и Сингапуре, еще две – за лучшую режиссуру и лучшую музыку, завоеванные в Минске. Кроме того, «Огонь» взял приз ФИПРЕССИ (Индия) на МКФ в Триссуре и стал фильмом открытия швейцарского кинофестиваля Black movie».

Конечно, Канны - это прежде всего праздник кино. С утра до вечера – это большие очереди за билетами, толпы поклонников вдоль дороги, ароматы духов, вечерние платья кинодив и будущие победители на кинематографическом Олимпе 2023 года. Ждем в будущем здесь новые казахские картины и их авторов. Тем более, что когда-то в разные годы здесь уже прошли премьеры фильмов наших известных  режиссеров: Дарежана Омирбаева, Сергея Дворцевого, Адильхана Ержанова, Наримана Туребаева, которые стали историческими в развитии отечественного кино.
                                                                                           

Общественная приемная КазНУИ

Здесь Вы найдете ответы на часто задаваемые вопросы, а также сможете задать Ваш вопрос

Copyrights © 2024 Казахский национальный университет искусств. All rights reserved.